8 (36561) 2-21-20
г. Керчь, ул. Ж.Дудник, 11
«Мы учимся не для школы, а для жизни»
med-u@bk.ru
«Non scholae sed vitae discimus»

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы согласно ФГОС по специальностям СПО

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республике Крым

«Керченский медицинский колледж имени Г.К. Петровой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению

выпускной квалификационной работы

согласно ФГОС по специальностям СПО

 

 

 

Для студентов

специальностей 34.02.01 «Сестринское дело»,

31.02.02 «Акушерское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керчь, 2017 г.

 

 

 

Организация-разработчик: ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»

 

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются приложением к Положению «О выпускной квалификационной работе» в ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»  

 Рекомендации предназначены для студентов, работающих над выпускной квалификационной работой. При оформлении выпускной квалификационной  работы студенту рекомендуется использовать электронную версию указания, так как приложения к ним являются готовой структурой, которую следует наполнить собственным содержанием.

 

 

 

 

 

Разработчик (и):

Калитёнок А.Ю.. – преподаватель ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»  

Березовская И.Ф. – методист ГАОУ СПО  «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено Методическим советом ГАОУ СПО РК

«Керченский медколледж им. Г,К.Петрова»

Протокол №                «___» __________2016 г.

 

 

Содержание

 

1. Общие положения. 3

2. Выполнение выпускной квалификационной работы.. 5

2.1 Выбор темы, составление плана выпускной квалификационной работы, подбор литературы и иных источников; …5

2.2 Структура и содержание выпускной квалификационной работы.. 6

2.3 Подготовка выпускной квалификационной работы.. 17

3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.. 20

4. Требование к оформлению демонстрационного материала и правила презентации выпускной квалификационной работы.. 24

5. Документы, предоставляемые на защиту…………………………………...25

6. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы.. 25

Приложение 1 «Лист соответствия выполнения ВКР методическим рекомендациям»…………………………………………………………………26

 

 

1.     Общие положения

 

Цель написания выпускной работы состоит в том, чтобы студент показал умение глубоко и самостоятельно разрабатывать конкретную проблему; обобщать полученные знания по профилю; систематизировать и анализировать организационно-управленческую, информационно-аналитическую, социально-экономическую, статистическую информацию; разрабатывать и обосновывать  предложения по решению выявленных в ходе анализа недостатков и проблем.

Задачами по выполнению обучающимися ВКР являются:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по ОП, ПМ, МДК, умение применять их при решении частных научно-исследовательских и практических, профессиональных задач;

- формирование навыков проведения научного исследования и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

- развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и материалы ЛПУ, лабораторий, организаций; 

- развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов;

- формирование навыков проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной множительной техникой;

- приобретение выпускниками опыта публичного выступления по результатам профессиональной деятельности и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;

- развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы,

ответственности, организованности; 

- подготовка выпускника к работе по специальности.

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является одной из форм обязательной государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего медицинского образования по специальности в соответствии с ФГОС СПО. Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой, обучающегося, на основании которой ГАК решает вопрос о присвоении выпускнику квалификации специалиста.

К защите ВКР допускаются обучающиеся, выполнившие требования, предусмотренные ФГОС СПО по специальности и прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж имени Г. К. Петровой».

 

2. Выполнение выпускной квалификационной работы

 

2.1 Выбор темы, составление плана выпускной квалификационной                   работы, подбор литературы и иных источников

 

Тематика ВКР должна отвечать современным требованиям развития медицинской науки, учитывать перспективы развития здравоохранения.

Она должна соответствовать профилю специальности, задачам теоретической и практической подготовки специалиста, быть актуальной, учитывать направленность медицинской специальности, решать конкретные задачи, в условиях реальной ситуации ЛПУ, где обучающиеся проходят преддипломную практику.

Выбор темы выпускной работы осуществляется в сроки, установленные приказом Колледжа. По утвержденным темам руководители ВКР, назначенные приказом директора Колледжа, разрабатывают для каждого обучающегося индивидуальные задания на выполнение ВКР.

Закрепление темы выпускной работы за студентом осуществляется на основании его личного заявления на имя заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Основными функциями руководителя ВКР являются:

 - участие в определении темы;

- помощь обучающемуся в выборе наиболее рациональных способов работы и обработки результатов исследования;

- составление заданий и разработка календарного плана на ВКР совместно с обучающимся;

- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых информационных источников и литературы;

- контроль за ходом выполнения ВКР и оказание помощи по вопросам её организации и содержания на каждом этапе;

- оказание помощи обучающемуся в оформлении ВКР;

- составление отзыва руководителя на ВКР.

Основной формой работы руководителя являются консультации, которые носят индивидуальный или групповой характер.

Цель консультации – систематический контроль и оказание помощи дипломнику.

 

2.2 Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы начинается с подбора студентом и руководителем ВКР литературы по выбранной теме и составления плана.

Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы публичной и внутренней статистической отчетности (в том числе базы практики) для выполнения практической части исследования.

Список литературы и план выпускной квалификационной работы, а также цель и задачи исследования согласовываются с руководителем ВКР и утверждаются им.

План работы составляется, исходя из необходимости раскрытия темы, а также с учетом сформулированной цели и задач исследования, утвержденных руководителем ВКР. В названиях глав отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов — более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов — название глав. Формулировки должны четко и ясно, без дублирования отражать суть рассматриваемой проблемы. Названия параграфов в плане и по тексту работы не подразделяются и не конкретизируются.

По структуре ВКР (объем 30-50 страниц без учета приложений) состоит из:

- титульного листа, который содержит наименование образовательного учреждения, название темы работы, код специальности, фамилию, имя, отчество обучающегося и преподавателя-руководителя;

- содержания, в котором указываются рубрики (заголовки) всех разделов работы и страницы, на которых они расположены.

 - введения (4-5 страниц), в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы, указывается объект и предмет исследования. Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- степенью востребованности, необходимостью решения определенной

проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

-

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Актуальность - это значимость исследования в настоящее время.

Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме:

-

-

-

-

-

Проблема исследования – обобщение вопросов, которые охватывают область будущего исследования. Проблема исследования появляется в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения, т.е. появляется потребность в «знании о незнании», предположении о возможном открытии неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Проблема должна обозначать, что необходимо найти и где следует искать.

Для эффективности и результативности исследовательского процесса необходимо, чтобы тема и проблема исследования студента были актуальны и значимы для профиля специальности. При конкретизации и формулировании проблемы студент движется от общих положений и подходов в интересующей области к формулированию конкретной проблемы, поддающейся практическому изучению.

         В ходе разработки проблемы исследователь должен обращать внимание на ее сущность (значимость для теории или практики), методологические аспекты ее изучения (каким образом следует исследовать эту проблему), практические вопросы (наличие необходимых для проведения исследования ресурсов) и этические стороны проблемы (возможно ли изучение проблемы/проведение исследования с этической точки зрения).

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы»

проблемой может быть

углубленное изучение истории природы аллергии и анализ противоаллергического лечения и профилактики  аллергических заболеваний

 

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Организация работы аптек»

проблемой может быть

углубленное изучение и анализ документации, регламентирующий фармацевтическую деятельность

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Лабораторная диагностика дифтерии»

проблемой может быть

углубленное изучение методов лабораторной диагностики и профилактики дифтерии.

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Возрастные особенности клиники вегетативных кризов»

проблемой может быть

углубленное изучение фельдшером особенностей оказания неотложной помощи  при различных клинических проявлениях вегетативных кризов в разные возрастные периоды пациента.

 

Объект исследования - это процесс, система или явление, порождающие проблемную ситуацию и подлежащие изучению. В объектной области находится предмет исследования.

 

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике анафилактического шока»

объектом исследования является:

деятельность сестринского  персонала

 

        

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных территорий Республики Крым на примере центральной городской аптеки»

объектом исследования является:

Организация лекарственного обеспечения населения

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Возрастные особенности клиники вегетативных кризов»

объектом исследования является:

деятельность фельдшера в рамках оказания помощи  при вегетативных кризах

 

 

Предмет исследования находится внутри объекта. Это те элементы, отношения, связи, факторы, условия которые предполагается изучить. Предмет исследования должен вытекать из темы и проблемы, не дублируя их, а раскрывая исследуемые связи, ожидания, механизмы.

Предметом исследования в дипломной работе студента могут быть: содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы например,  отношения между пациентом и фельдшером, (медицинской сестрой, фармацевтом, лабораторным техником  и т.д.).

Цель исследования - это желаемый, конечный результат исследования

Формулировка цели исследования дипломной работы должна:

  • позволить студенту более четко представить конечный результат исследования;
  • информировать, какого характера основные результаты будут излагаться, и обосновываться в данной работе.
  • Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешное обучение). Достижение исследовательских целей создает условия, позволяет выявить средства достижения практических целей.

Основные требования к формулированию цели дипломной работы:

         1. Должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.

         2. Должна быть органично связанной с её заглавием и основным результатом проведенного исследования.

         3. Должна ясно и однозначно формулироваться во введении.

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике анафилактического шока»

 

целью исследования может быть

показать практическую значимость роли медицинской сестры в профилактике анафилактического шока.

 

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Возрастные особенности клиники вегетативных кризов»

 

целью исследования может быть

Проанализировать и разработать алгоритмы оказания помощи  при вегетативных кризах в разные возрастные периоды пациента

 

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Можно выделить четыре группы задач:

  1. Диагностическая – связана с изучением и анализом ситуации, истории вопроса, опыта решения обсуждаемых проблем. Средствами реализации задач этой группы служит изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, экспертная оценка.
  2. Теоретико-моделирующая – связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, принципов и методов преобразований. Реализуется на основе теоретического анализа и синтеза, моделирования и прогнозирования.
  3. Опытно-экспериментальная - заключается в конструировании и реализации исследования. Определяются конкретные способы организации опытно-поисковой и экспериментальной работы и интерпретации ее результатов.
  4. Прикладная – определение условий, способов реализации, разработки методик и технологий практического использования результатов исследования.

Задачи должны быть точными и краткими, формулируются в глагольной форме (изучить…, исследовать…, проанализировать…, оценить…, охарактеризовать…, определить…, обосновать…, сформировать…, разработать).

 

Например,

при написании дипломной работы на тему:  «Роль медицинской сестры в профилактике анафилактического шока»

задачами исследования могут быть:

1. Проанализировать литературные источники по вопросам профилактики и организации оказания неотложной помощи пациентам при анафилактическом шоке.

2.      Изучить роль медицинской  сестры в профилактике анафилактического шока.

3.     Оценить теоретические знания и практические навыки медицинского персонала в предупреждении анафилактического шока.

 

 

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Возрастные особенности клиники вегетативных кризов».

задачами исследования могут быть:

1. Проанализировать литературные источники по вопросам клиники и диагностика вегетативной дистонии.

2.  Сравнить клинические проявления вегетативных кризов в подростковом, юношеском и зрелом возрасте.

3. Изучить тактику фельдшера при оказании неотложной помощи при вегетативных кризах.

4.Разработать алгоритмы оказания неотложной помощи при вегетативных кризах в разные возрастные периоды.

Гипотеза - предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах. Различают первоначальную (рабочую) гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если... (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то...» (будет достигнут такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как...» или «потому что...».

Этапы исследования - указываются основные периоды работы исследователя, методы и приемы, которые использовались, а также отражается структура исследования (количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений).

Место проведения исследования чаще всего совпадает с местом прохождения преддипломной практики студента. Так, в числе мест проведения исследования в зависимости от поставленной цели можно выделить медицинские организации (с указанием конкретных отделений), фармацевтические организации, лаборатории  т.д.

Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется обьектом и целями научного исследования.

Основные методы:

-

-

-

-

-

-

Исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему.

 Данный метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента.

Экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях.

Социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов).

Статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом.

Логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы описательные методики, логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев), моделирование, исследование операций, метод экспертных оценок, эвристические методы и др.

С целью определения верного пути решения изучаемой проблемы, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных.

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике анафилактического шока»

методами исследования могут быть:

1.Логический (анализ литературных источников).

2.Социологический (анкетирование или интервьюирование медицинских работников медицинских организаций, пациентов и их родственников).

  1. Статистический (статическая обработка результатов анкетирования).

 

Например,

при написании дипломной работы на тему: «Возрастные особенности клиники вегетативных кризов».

методами исследования могут быть:

1.Логический (анализ литературных источников)

2.Социологический (анкетирование или интервьюирование медицинских работников медицинских организаций, пациентов и их родственников).

  1. Статистический (статическая обработка результатов анкетирования).

 

Теоретическая значимость - как выявленные в исследовании новые связи, зависимости, подходы, и методики изменяют (углубляют, расширяют, повышают качество) уже существующие подходы и принципы, какие перспективы развития и на какую область медицины, фармации могут оказать влияние полученные знания.

Практическая значимость - определяется возможностью реализации полученных рекомендаций, предложений в практическом здравоохранении.

Основная части, которая обычно состоит из двух разделов:

1) В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы.

2) Вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, алгоритмами деятельности, диаграммами, иллюстративным материалом.

Основная часть работы состоит из двух - трех глав, и должна включать:

Главу I, гдедается обзор литературы по теме дипломной работы (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления).К тексту обзора литературы предъявляются следующие основные требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации; логичность структуры; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения.

- Главу II, которая посвящена анализу медицинской организации, результатов собственных исследований и их обсуждению. По своему содержанию она представляет изложение и анализ  данных, полученных в ходе исследования. Результаты исследования целесообразно преподносить в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и рисунков с комментариями к ним. Для удобства изложения данная глава дипломной работы может быть разделена на параграфы. В последнем параграфе необходимо дать интерпретацию собственных данных, сопоставляя их с материалами отечественной и зарубежной литературы. В нем можно поместить концепцию, разработанную  на основании результатов собственных исследований и материалов литературы.

В каждую главу рекомендуется включать не более 2-3 параграфа, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.

После каждой главы необходимо делать выводы, краткое резюме проведенных исследований.

Главы и параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования. Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения. Таким образом, названия глав и параграфов должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание. Традиционно считается, что в научно-исследовательских работах названия глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более 2-х строк).

Очень серьезное внимание при написании ВКР должно быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями научно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1) использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно- следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того, что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к...., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный,названный, отмеченный и др.);

2)использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов или явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иные-», «-айш-», «- ейш-» (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-» «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3)использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»), В то же время неопределенные местоимения (что- то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4)использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5) избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6)использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений и процессов;

7)использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно- исследовательских работах практически не используется личное местоимения «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых исследователем при написании ВКР.

 Заключение ВКР содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов.

 Заключение лежит в основе доклада обучающегося на защите. Объем заключения – не более 5 страниц.

  После раздела «Введение» в ВКР включают список сокращений (если требуется), представляющий собой перечень использованных в работе аббревиатур и сокращений, с их полной расшифровкой (за исключением общепринятых) в алфавитном порядке.

 Содержание ВКР включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).

Используемая в тексте терминология должна соответствовать общепринятой терминологии в научной и технической литературе.

 ВКР пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая последовательность изложения, упорядоченная система связи между частями высказываний, обеспечение точности, сжатости, однозначности терминов и понятий.

  Список использованных источников составляется в следующем порядке:

-  законы Российской Федерации;

-  указы Президента Российской Федерации;

-  постановления Правительства Российской Федерации;

-  нормативные акты, инструкции;

-  иные официальные материалы- (резолюции рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.); 

- монографии, учебники, учебные пособия;

-  иностранная литература;

-  интернет-ресурсы

 Оформление осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 Приложения могут состоять из копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, протоколов наблюдений, анкет, программ, положений, рекомендаций и т.п. 7         4.11. Оформление текста ВКР производится с учетом требований ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106-68 «Текстовый документ».

 

2.3 Подготовка выпускной квалификационной работы

 

По завершению ВКР руководитель  оформляет отзыв на работу, в котором по каждому этапу работу оценивает уровень сформированности общих компетенций выпускника.

Отзыв руководителя не нумеруется, помещается в отдельном файле. Отзыв руководителя  должен содержать:

- обоснование выбора темы и её актуальности;

- характеристику основных результатов работы;

- анализ научной практической ценности ВКР;

- степень самостоятельности автора при выполнении ВКР; умение работать с источниками, способность структурировать и  систематизировать информацию, проводить анализ, делать выводы из полученной информации;

- наличие инновационных подходов (методов, приёмов, способов) к планированию и осуществлению исследования;

- анализ выполнения календарного графика обучающимся, отмечает творческий вклад, инициативу, личные качества дипломника;

- недостатки, замечания (если они имеются);

- рекомендацию (не рекомендацию) ВКР к защите в форме: выпускная квалификационная работа соответствует (не соответствует)  требованиям, предъявляемым к ВКР и рекомендуется (не рекомендуется) в защите.

В случае отрицательного заключения руководителя (не рекомендация дипломной работы к защите) работа не допускается к защите. Отметка в отзыве руководителем не выставляется.

ВКР подлежит обязательному внешнему и внутреннему рецензированию. Рецензентами могут быть преподаватели Колледжа, представители работодателей.

Обучающийся должен внимательно изучить все замечания рецензентов, оценить их важность и подготовить объяснения по ним для ГАК.

Содержание рецензий доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за 3 дня до защиты ВКР.

Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

Переплетённая выпускная квалификационная работа, отзыв руководителя, внешняя и внутренняя рецензии, выполненный календарный план, диски с ВКР и презентацией по ВКР предоставляются заместителю директора по учебно-воспитательной работе за 3 дня до защиты. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе принимает решение о допуске обучающегося к защите ВКР, о чем производится соответствующая запись на титульной стороне ВКР и передает ее в ГАК.

Защита ВКР:

1) Проводится на открытом заседании ГАК.

2) Процедура защиты:

- устанавливается председателем по согласованию с членами ГАК;

1. К защите ВКР допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из ОПОП и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Программа ГИА, требования к ВКР, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала ГИА.

.2. Вопрос о допуске ВКР (проекта) к защите решается на заседании цикловой комиссии, готовность к защите определяется заместителем руководителя по УР и оформляется приказом директора колледжа.

3. Образовательная организация имеет право проводить предварительную защиту выпускной квалификационной работы.

.4. Защита производится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей ее состава. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии ГЭК или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.

5. Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем ГЭК и хранится в архиве образовательной организации. В протоколе записываются: итоговая оценка ВКР, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии.

6. На защиту ВКР отводится до одного академического часа на одного обучающегося. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами ГЭК и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.

7. Во время доклада обучающийся использует подготовленный наглядный материал, иллюстрирующий основные положения ВКР.

8. При определении оценки по защите ВКР учитываются: качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом ВКР, глубина и точность ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.

 9. Результаты ВКР обсуждаются на закрытом заседании ГЭК и оцениваются простым большинством голосов членов ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

10. Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.

11. Для прохождения ГИА лицо, не прошедшее ГИА по неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы СПО.

Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.

12. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.

13. Порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется разделом 5 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и проводится с организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников.

 

3. Требования к оформлению выпускной  квалификационной работы

 

Выпускная работа оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам. Студент должен обратить внимание на правильность оформления дипломной работы в соответствии с ГОСТ 7.0.5‑ 2008 «Библиографическая ссылка», ГОСТ 7.32-2001 в редакции изменения №1 от 01.12.2005г., ИУС №12, 2005 «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Текст выпускной работы выполняется с использованием компьютера и распечатывается на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт – Times New Roman, размер 14, полуторный межстрочный интервал. Абзацный отступ – 1,5 см. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (заполнить лист соответствия Приложение).

Поля страниц должны быть следующие: сверху и снизу – 2 см, справа – 1 см, слева – 3 см. Номер страницы ставится посередине в нижней части листа без точки. Применяется сквозная нумерация страниц по всей работе, титульный лист включается в общую нумерацию страниц, при этом номер страницы на титульном листе не ставят. В меню «Вставка/Номер страниц/Внизу/От центра» (в графе «Номер на первой странице» галочку не ставить, иначе на титульном листе будет стоять номер страницы 1).

Заголовки во введении, заключении, списке использованных  источников, приложениях (ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ)  располагают с выравниванием по центру без отступа, печатают заглавными буквами, точку в конце заголовков структурных элементов работы не ставят.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами, располагая с выравниванием по центру, без отступа, полужирным шрифтом. Перенос слов в заголовках не допускается, в конце названия глав и параграфов точка не ставится. После номера параграфов точка не ставится. Пример оформления названия глав и параграфов в выпускной работе:

 

                  

 

Глава 1. Организация противотуберкулезной службы в России

 

1.1 Туберкулез у детей России: задачи медицинских работников по стабилизации уровня заболеваемости

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

Введение, заключение, список литературы, приложение, каждая глава начинаются с новой страницы, параграфы продолжаются по тексту.

Таблицы, диаграммы, графики, схемы располагаются в квалификационной работе непосредственно после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе.

Название таблицы следует помещать над таблицей по центру, точка в конце заголовка не ставится (пример – таблица 1,2). Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне. Шрифт жирный, 12, Verdana, межстрочный интервал – 1.

 

Таблица 1

Количество учащихся в школе-интернате по половому

признаку и классам за 2008 по 2015г.

 

Классы

Года

2004

2005

2006

Общее количество детей в классе

1 класс

мальчики

7

25

8

23

9

23

девочки

16

15

14

2 класс

мальчики

9

22

7

20

6

20

девочки

13

13

14

3 класс

мальчики

6

20

7

20

7

19

девочки

14

13

12

4 класс

мальчики

9

22

9

23

8

22

девочки

13

14

14

5 класс

мальчики

8

20

8

19

9

20

девочки

12

11

11

Всего

109

105

104

 

Таблица 2

Социальная характеристика учащихся школы - интерната

за 2006 год

Показатель

Число

обследованных

% объема выборки

Объем выборки

179

100

Тип семьи

Полная (оба супруга)

116

64,8%

Не полная (разведенные, вдовствующие, мать-одиночка, опекуны)

63

35,2%

Число членов семьи

Два

12

6,7%

Три

67

37,4%

Более трех

100

55,9%

Количество детей в семье

Один

69

38,5%

Два

87

48,7%

Три и более

23

12,8%

В таблице допускается использовать размер шрифта меньше, чем в тексте работы ( 11, 12 размеры).

Графики, схемы, диаграммы располагаются в ВКР непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок с указанием на порядковый номер рисунка, без знака №. Шрифт жирный, 12, Verdana, межстрочный интервал – 1.  (пример – рисунок 1).

Рисунок 1 - Количество детей в семье

 

Формулы в выпускной работе нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе, при этом номер формулы указывается в круглых скобках в крайнем правом положении на строке:

 

                                                (1)

 

 

 

 

При необходимости дополнительных пояснений в тексте работы испо

 

В работе используются сноски (нумерация сносок-сквозная).

Источники  в СПИСКЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа, в следующей последовательности:

- федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

- указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

- постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

- иные нормативные правовые акты;

- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке); - иностранная литература;

- интернет-ресурсы.

При использовании Интернет-источников необходимо указывать дату обращения. Пример оформления использованных источников:

1.Астахов в В.П. Бронхологические методы исследования в дифференциальной диагностике туберкулеза. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2011.- 101 с.

2. Валиков В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. Санкт-Петербург. Изд. «Петрополис», 2015.- 914 с.

3. Юрьев П.Р.Методы лечения болезней желудочно-кишечного тракта. [Электронный ресурс],- http://www.healthknowledge.org.uk/public-health-textbook/disease-causation-diagnostic/2h-principles-healthpromotion/responsibilities-health-physical-mental (дата обращения: 09.01.2014).

 

Приложения располагаются после списка использованных источников. В тексте должны быть ссылки на приложения. Приложения должны быть пронумерованы в той последовательности, в которой на них указывается ссылка в основной части выпускной квалификационной работы. Порядковые номера приложений должны соответствовать последовательности их упоминания в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы в порядке появления  ссылок на них в тексте и иметь заголовок с указанием слова Приложение, его порядкового номера и названия. Порядковые номера приложений должны соответствовать  последовательности их упоминаний в тексте.

4. Требование к оформлению демонстрационного материала и правила                презентации выпускной квалификационной работы

 

Для наглядного представления выпускной квалификационной работы следует подготовить демонстрационный материал для председателя и членов ГЭК, иллюстрирующий основные положения работы, и презентацию работы.

Презентация проводится с использованием мультимедийных средств и выполняется в программе PowerPoint. Максимальное количество слайдов в презентации – 15.

В демонстрационный материал и презентацию целесообразно включать схемы, графики, диаграммы, расчетные таблицы, правила оформления которых изложены в предыдущем пункте. Ссылки в докладе на материалы, содержащиеся в демонстрационном материале и в презентации, обязательны.

Демонстрационный материал представляет собой комплект листов А4, на которых отражены иллюстративные материалы (схемы, графики, диаграммы, расчетные таблицы), каждый лист вложен в отдельный файл, все листы вложены в скоросшиватель, листы обязательно должны быть пронумерованы.

Демонстрационный материал и презентация должны соответствовать содержанию выпускной квалификационной работы и иллюстрировать основные положения доклада.

5. Документы, предоставляемые на защиту

Законченная выпускная работа сдается в печатном виде в твердом переплете, а также в электронном виде на компакт‑диске,  отзыв руководителя, рецензия внешнего рецензента, презентация, демонстрационный материал.

 

6. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

 

Завершающим этапом выполнения выпускной работы является ее защита. К защите работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям и представившие работу с отзывом руководителя в установленный срок.

Подготовка к защите работы предусматривает подготовку доклада об основных направлениях и результатах исследования. В нем отражается актуальность темы, краткое содержание выполненной работы, а также выводы, предложения и рекомендации, полученные в результате исследования. Продолжительность доклада – от 10- 15  минут. Доклад должен сопровождаться презентацией.

Перед защитой секретарь Государственной итоговой аттестационной комиссии называет фамилию, имя, отчество студента, тему ВКР, фамилию, имя отчество руководителя. Студенту предоставляется слово для доклада(время доклада – не более 15 минут).

Студент в своем выступлении должен отразить: актуальность темы, цель и задачи исследования, состояние проблемы, результаты проведенного исследования, конкретные выводы и предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения, организации. Особое внимание необходимо сосредоточить на результатах собственных исследований и значении полученных данных  в медицинской или иной организации.

         Оптимальной является следующая структура доклада:

         2-3 мин. – актуальность темы, цель, задачи работы и характеристика основных ее проблемных вопросов (по материалам введения и обзора литературы);

         3-4 мин. – основные результаты работы;

         5 мин. – краткие выводы, перспективы дальнейшего развития темы.

         При защите ВКР студенту рекомендуется пользоваться кратким планом доклада или тезисами к нему.

 

Приблизительная схема доклада при защите дипломной работы

 

Глубокоуважаемый председатель! Уважаемые члены комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работана тему …

         Актуальность данной темы заключается в том, что ….

         Целью работы явилось выяснение роли ….

         Для достижения этой цели были решены следующие задачи …

Наблюдения и исследования проводились … (краткое содержание работы и основные результаты).

На основании проведенных наблюдений (исследований) сделаны следующие выводы…предложения…рекомендации …

Доклад окончен, благодарю за внимание.

 

 

Студент перед началом защиты при необходимости обеспечивает членов комиссии раздаточным материалом: таблицы и рисунки, наиболее точно отражающие суть исследования, а также рекомендации и предложения, сделанные в ходе работы. Размещение информации в раздаточном материале в порядке упоминания в докладе. имеет свою порядковую нумерацию (Таблица 1, 2 … и т.д., Рисунок 1, 2 … и т.д.). Пример оформления титульного листа раздаточного материала представлено в  Приложении  .

Выступление студента может сопровождаться демонстрационным материалом (слайды, таблицы, раздаточный материал и т.д.), который способствует эффективности выступления докладчика. В современный период для демонстрации результатов исследования используют преимущественно компьютерные презентации, состоящие из набора слайдов, созданных с применением программного продукта – пакета PowerPoint фирмы Microsoft. Все линии, буквы и цифры должны быть четкими и хорошо видимыми с расстояния 5 метров.

 После доклада студенту задают вопросы члены Государственной итоговой аттестационной комиссии и присутствующие. После ответа на вопросы по решению председателя Государственной итоговой  аттестационной комиссии может быть зачитан отзыв руководителя.

С разрешения председателя Государственной итоговой  аттестационной комиссии с мнениями, высказываниями и пожеланиями по ВКР выступают члены и желающие из числа присутствующих на защите.

Затем заключительное слово предоставляется студенту в ответ на выступления. После заключительного слова председатель Государственной итоговой  аттестационной комиссии выясняет, есть ли замечания по процедуре защиты (при наличии – они вносятся в протокол),  и объявляет окончание защиты ВКР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Лист соответствия выполнения ВКР методическим рекомендациям

 

Требования

Соответствует (+)

Не соответствует (-)

Подпись обучающегося

  1.  

ВКР сдается в учебную часть в твердом переплете.

 

 

 

  1.  

Текст отформатирован по всей ширине страницы.

 

 

 

  1.  

Шрифт основного текста – Times New Roman. Шрифт — 14. Красная строка – 1,5.

 

 

 

  1.  

Размеры полей:

левое - 30 мм;

правое  -  10 мм;

верхнее - 20 мм;

нижнее - 20 мм.

 

 

 

  1.  

Межстрочный интервал - 1,5.

 

 

 

  1.  

Число страниц в ВКР без учета Приложений соответствует Методическим рекомендациям: от 35 до 50 страниц.

 

 

 

  1.  

Главы начинаются с новой страницы. Заглавие глав и параграфов  – посередине страницы. Шрифт названия Times New Roman – 14, жирный, межстрочный интервал – 1,5.

 

 

 

  1.  

ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ служат заголовками структурных элементов ВКР. Расположение - посередине страницы. Шрифт – 14, без точек.

 

 

 

  1.  

Все страницы ВКР пронумерованы. Нумерация начинается с Содержания с порядковым номером, учитывая Титульный лист и Задание.

 

 

 

  1.  

Последовательность страниц ВКР соблюдена:

  • Титульный лист;
  • Задание на выполнение ВКР, полученное у руководителя при первой встрече;
  • Содержание;
  • Введение;
  • Все Главы;
  • Заключение;
  • Список использованной литературы;
  • Приложения

 

 

 

 

  1.  

Электронная версия на последнем развороте обложки имеется.

 

 

 

  1.  

Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) выполнена сквозным порядком.

Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне. Название – по центру, шрифт жирный, 12, Verdana, межстрочный интервал – 1.

 

 

 

  1.  

Название Рисунков оформлено снизу рисунка посередине. Шрифт жирный, 12, Verdana, межстрочный интервал – 1.

 

 

 

  1.  

График выполнения ВКР, отзыв руководителя, лист соответствия, протокол проверки на антиплагиат вложены в ВКР

 

 

 

  1.  

Подписи обучающегося и руководителя имеются на: графике выполнения ВКР; титульном листе; на Задании; на листе соответствия.

 

 

 

  1.  

Отзыв руководителя и электронная версия ВКР имеются

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

Консультант

Калитенок А.Ю.

(подпись)

 

 

 

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий