8 (36561) 2-21-20
г. Керчь, ул. Ж.Дудник, 11
«Мы учимся не для школы, а для жизни»
med-u@bk.ru
«Non scholae sed vitae discimus»

положение по формированию основной профессиональной образовательной программы специальности

Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Керченский медицинский колледж им. Г.К.Петровой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

по формированию основной профессиональной образовательной программы специальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Керчь,2016

Организация-разработчик:  ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К. Петровой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Березовская И.Ф. – методист   ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К. Петровой»  ;

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Рассмотрено и одобрено, на заседании методсовета    

 Протокол №_____ от «____» ______2016

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение по формированию основной профессиональной образовательной программы специальности в ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой» (далее – Положение) разработано на основе :

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Приказа Министерства образования и науки РФ от 14.07.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

-Приказа Минобразования и науки РФ от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;

- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям;

 -Письма Минобрнауки России от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования»; методических рекомендаций ФИРО (Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО / Блинов В. И. и др., 2014 г.);

- Устава ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой».

 1.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки основных профессиональных образовательных программ по специальностям, реализуемым в ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой» (далее – Колледжа).

 1.3. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста среднего звена (далее – ОПОП ППССЗ) обеспечивает достижение обучающимися результатов обучения, установленных соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО). 1.4. ОПОП ППССЗ включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

1.5. Содержание ОПОП ППССЗ должно быть обусловлено, помимо требований ФГОС СПО, конкретными социально-экономическими и демографическими особенностями Республики Крым и соответствующими запросами работодателей и социальных партнеров.

 1.6. При формировании ОПОП ППССЗ Колледж:

 - использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП ППССЗ, увеличивая объем времени на дисциплины и модули обязательной части либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой своей деятельности;

 -  определяет для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего согласно приложению к ФГОС;

-  в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей четко формулирует требования к результатам их освоения:

- компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;  обеспечивает эффективную внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся;

 - предусматривает использование в образовательном процессе активных- и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

1.7. ОПОП ППССЗ по специальностям, реализуемым в Колледже, ежегодно, до начала учебного года обновляется (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных в рабочем учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития здравоохранения Республики Крым, развития науки, культуры, экономики, техники и технологий отрасли, в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. При обновлении содержания ОПОП ППССЗ необходимо повторно пройти процедуру согласования и утверждения.

2. Структура и содержание основной профессиональной образовательной программы

2.1. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки. ОПОП разрабатывается по каждой специальности и согласуется с основными работодателями, утверждается директором Колледжа.

 2.2. Содержание ОПОП ППССЗ формируется по следующей структуре:

 1. Общие положения.

 1.1. Нормативные документы для разработки ППССЗ СПО по специальности.

1.2. Общая характеристика ППССЗ (миссия, цели, задачи).

1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ППССЗ (область применения, нормативный срок освоения).

4 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

3. Требования к результатам освоения ППССЗ.

 3.1. Общие компетенции.

3.2. Профессиональные компетенции.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ППССЗ.

 4.1. Календарный учебный график.

4.2. Учебный план.

 4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик (оформляются в качестве приложения).

5. Контроль и оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций (ФОС оформляются в качестве приложения).

5.2. Требования к выпускным квалификационным работам.

5.3. Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников

6. Ресурсное обеспечение ОПОП ППССЗ.

6.1. Кадровое обеспечение.

 6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

6.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 6.4. Базы практики.

7. Приложения.

 2.3. Общая характеристика содержания структурных элементов ОПОП ППССЗ.

 2.3.1. Цели ОПОП ППССЗ. ОПОП имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. При этом формулировка целей ОПОП ППССЗ как в области воспитания, так и в области обучения, дается с учетом специфики конкретной ОПОП ППССЗ, а также потребностей рынка труда.

 2.3.2. Нормативный срок освоения ОПОП ППССЗ. Срок освоения ОПОП в годах указывается для конкретной формы обучения, программы подготовки в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению.

 2.3.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП ППССЗ. Для освоения ОПОП ППССЗ абитуриент должен иметь документ государственного образца об общем образовании (на базе 9 классов) или среднем общем образовании (на базе 11 классов).

 2.3.4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

1) Область профессиональной деятельности выпускника. Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка специалиста в соответствии с ФГОС СПО.

 2) Объекты профессиональной деятельности выпускника указываются в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности с учетом профиля его подготовки и потребностями заинтересованных работодателей.

 3) Виды профессиональной деятельности выпускника. Указываются в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению подготовки. Виды профессиональной деятельности могут дополняться в соответствии с профилем подготовки или особенностями конкретной программы и потребностями заинтересованных работодателей.

4) Компетенции выпускника ОПОП ППССЗ, формируемые в результате освоения данной ОПОП ППССЗ определяются на основе ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки и дополняются профессиональными компетенциями (и при необходимости – иными компетенциями) в соответствии с целями ОПОП ППССЗ и запросами работодателей.

2.3.5. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ППССЗ.

Календарный учебный график. Календарный учебный график составляется по всем курсам обучения и утверждается директором Колледжа сроком на один учебный год. Календарный учебный график устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, государственной (итоговой) аттестации, каникул студентов.

Таблица «Календарный график учебного процесса» отражает объемы часов на освоение циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик в строгом соответствии с данными учебного плана.

Для дисциплин и междисциплинарных курсов указываются часы обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы студентов как в расчете на каждую учебную неделю, так и всего по семестру.

 Для всех видов практик указываются часы обязательной учебной нагрузки.

Учебный план регламентирует порядок реализации ОПОП ППССЗ и определяет качественные и количественные характеристики:

 -объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

 - перечень, последовательность изучения и объемы учебной- нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;

-  сроки прохождения и продолжительность практик;

-  распределение по годам обучения и семестрам различных форм- промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям;

  -форму государственной (итоговой) аттестации, объемы времени,- отведенные на ее подготовку и проведение;

  -объем каникул по годам обучения.

При формировании учебного плана следует учитывать следующие нормы нагрузки: максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения (в том числе в период реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования) составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды обязательной аудиторной и внеаудиторной учебной работы; максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения (в том числе в период реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования) составляет 36 академических часов в неделю.

При формировании учебного плана следует распределить весь объем учебного времени, отведенный на реализацию ОПОП ППССЗ, включая инвариантную и вариативную части. Вариативная часть ОПОП ППССЗ может быть использована как на введение новых элементов ОПОП, так и на дополнение обязательных элементов, перечисленных в ФГОС СПО.

 Учебный план состоит из титульной части, пояснительной записки, таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)», таблицы «План учебного процесса» и перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО.

 Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик. В ОПОП ППССЗ должны быть приведены рабочие программы всех учебных дисциплин (модулей) как инвариантной, так и вариативной частей учебного плана. В рабочей программе учебной дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ОПОП ППССЗ с учетом направления подготовки. 2.3.6. Контроль и оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках ОПОП ППССЗ по специальности включает следующие этапы:

 − текущий контроль освоения содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик в семестре;

 − промежуточная аттестация в форме зачётов и экзаменов;

− государственная итоговая аттестация.

Организация текущего контроля успеваемости. Текущий контроль успеваемости проводится преподавателем в процессе обучения с целью 7 объективной оценки качества освоения программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, общих и профессиональных компетенций, а также стимулирования учебной работы обучающихся, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации.

 Составным элементом текущего контроля успеваемости является рубежный контроль. Рубежный контроль проводится по завершению раздела учебной дисциплины, междисциплинарного курса, с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Проведение контрольных мероприятий во время рубежного контроля не предусматривается. При необходимости для отдельных обучающихся могут проводиться контрольные работы, устный опрос, тестирование. Во время рубежного контроля преподаватель выводит каждому обучающемуся интегрированную оценку по итогам текущего контроля. Сроки и формы проведения данного вида контроля определяются преподавателем.

Организация промежуточного контроля

 Аттестация обучающихся по итогам семестра обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и её корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям к результатам освоения ОПОП ППССЗ, наличия умений организации самостоятельной работы. Для проведения данного вида контроля создаются фонды оценочных средств, включающие: контрольные вопросы и типовые задания для зачётов и экзаменов.

 Промежуточный контроль освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей проводится в обязательном порядке в форме зачёта или экзамена. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов не превышает 8 в учебном году, количество зачётов – не более 10 (зачёты по физической культуре в указанное количество не входят). Обязательная форма аттестации по профессиональным модулям – квалификационный экзамен, которым проверяется уровень освоения всех профессиональных компетенций.

Экзамен (квалификационный) может быть представлен в форме:

 – защиты курсового проекта (работы);

- оценка может производиться с учётом полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсового проекта (работы);

 – выполнения комплексного практического задания; оценка производится путём сопоставления усвоенных алгоритмов деятельности с заданным эталоном деятельности;

 – защиты портфолио; оценка производится путём сопоставления установленных требований с набором документированных данных, содержащихся в портфолио.

Оценка качества подготовки обучающихся включает в себя две составляющие: оценка уровня освоения дисциплин и междисциплинарных 8 курсов и оценка освоения компетенций обучающихся.

 Экзаменационные материалы по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу включают в себя:

 − теоретические и практические вопросы, позволяющие оценить степень освоения программного материала;

 − проблемные и творческие задания, направленные на оценку и определение уровня сформированности умений, общих и профессиональных компетенций. Оценочные средства по профессиональному модулю направлены на проверку умений выполнять определённые операции профессиональной деятельности, т.е. носят практический характер и содержат индивидуальные практические задания.

 Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) в рамках рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей разрабатываются контрольно- оценочные средства (типовые задания, практические задания для контрольных и лабораторных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты, компьютерные тестирующие программы и т.п.), позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации  разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей. В соответствии с требованиями ФГОС СПО конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Государственная итоговая аттестация выпускников. Выпускающая цикловая методическая комиссия по направлению подготовки в рамках ОПОП ППССЗ разрабатывает программу итоговой аттестации по конкретному направлению на основе Положения о проведении итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам. Программа должна определять требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ.

 2.4. ОПОП ППССЗ должна быть обеспечена учебно-методическими комплексами по всем учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

  3. Порядок разработки, утверждения и хранения ОПОП ППССЗ

 3.1. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена разрабатывается на основе данного Положения и соответствующих ФГОС СПО по специальностям, реализуемым в Колледже.

 3.2. Ответственным за разработку, формирование и хранение комплекта документов, входящих в ОПОП ППССЗ, является заместитель директора по учебной работе.

3.3. В разработке ОПОП ППССЗ принимают участие преподаватели Колледжа, работу которых координируют заместители директора по учебной и учебно-производственной работе через методиста, заведующих отделениями и председателей цикловых методических комиссий.

3.4. ОПОП ППССЗ по специальностям рассматривается на заседаниях Педагогического совета, который принимает решение о принятии образовательной программы.

3.5. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена проходит процедуру внешнего согласования – согласовывается с представителями работодателей, которые при положительном заключении на Листе согласования ставят подпись и печать.

 3.6. После внешнего согласования директор приказом утверждает ОПОП ППССЗ.

 3.7. ОПОП ППССЗ по специальностям хранятся в бумажном и электронном виде в методическом кабинете. Срок хранения ОПОП ППССЗ устанавливается 6 лет.

3.8. Основные компоненты ОПОП ППССЗ размещаются на сайте Колледжа.

 4. О действии настоящего Положения

В настоящее Положение по формированию основной профессиональной образовательной программы специальности в ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой» могут быть внесены, по мере необходимости, соответствующие изменения и дополнения.

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий